В рыбной промышленности все работает по такой схеме: рыболовецкие компании ловят рыбу и продают ее рыбоперерабатывающим фабрикам → фабрики продают рыбу магазинам и оптовикам → магазины продают ее обычным покупателям.
Чтобы ловить рыбу, у рыболовецких компаний есть специальные корабли — рыбопромысловые суда. Когда компания получает от фабрики заказ на рыбу, она отправляет корабль в море. После рыбалки корабль привозит рыбу на фабрику, где ее готовят к продаже. За один рейс корабль может до 8—10 раз привезти рыбу на фабрику.
Часто на судне рыбу сразу после рыбалки специальным образом обрабатывают — вспарывают ей брюхо, извлекают внутренности, промывают и опускают в трюм — это место для груза внутри судна. В трюме матросы укладывают рыбу хвост к хвосту и заливают жидким льдом. Благодаря этому рыба охлаждается, но не замораживается. Так она остается свежей во время транспортировки на фабрику.
Рыболовецкие компании не могут просто взять и выловить в море тонну рыбы — сначала им нужно договориться с Росрыболовством о квоте. То есть получить разрешение на вылов определенного количества конкретной рыбы в течение года. На каждый вид рыбы компании получают свою квоту.
Сколько квот получит компания, зависит от того, сколько у нее судов. Маленьким компаниям могут разрешить выловить, например, 10 тонн рыбы, а большим — 100 000 тонн.
Полученные квоты компании распределяют по своим судам. Например, если у компании есть 10 кораблей и она получила разрешение на вылов 1000 тонн пикши в год, значит, каждый ее корабль может привезти максимум по 100 тонн пикши за год.
Если рыбы на судне окажется больше, могут оштрафовать: в море плавают инспекторы, они без предупреждения пришвартовываются к кораблю и проверяют все нормы, документы и разрешения. Инспекторы могут быть как из российских органов, так и из зарубежных. Например, к нам на судно обычно приплывают инспекторы из Норвегии.
Кто работает на рыбопромысловых судах
Обычно в команде одного судна 19 человек:
Капитан — отвечает за весь экипаж и маршрут корабля. Это самая высокооплачиваемая должность на судне. Капитаны зарабатывают от 100 тысяч до нескольких миллионов рублей — зависит от типа судна, его вместимости, количества пойманной рыбы. Например, на моем судне капитан зарабатывает примерно 4 миллиона рублей за рейс. Чтобы стать капитаном, нужен опыт работы старпомом и специальное образование по судовождению.
Старпом — правая рука капитана, помогает ему и заменяет на второй вахте.
Второй штурман — как бухгалтер, занимается подсчетом зарплат, справками и другими документами. Иногда помогает с обработкой рыбы.
Третий штурман помогает второму штурману и тоже обрабатывает рыбу.
Боцман — обрабатывает рыбу, участвует в установке и подъеме трала — это огромный сетчатый мешок, которым ловят рыбу. Еще он занимается хозяйственной деятельностью, например отвечает за экипировку — выдает ее, обновляет, устраняет мелкие дефекты.
Повар — готовит еду для всего экипажа. Он работает с 06:00 до 22:00, но на ночь обязательно оставляет нам еду, которую мы сами подогреваем.
Технолог — занимается обработкой рыбы, управлением персоналом, работой с документами, отвечает за продукцию.
Мастер по обработке — занимается тем же, что и технолог, кроме документов. Поскольку сейчас я работаю как раз мастером по обработке, подробно об этой работе расскажу дальше в статье.
Мастер по добыче — отвечает за промысловое оборудование, например за установку трала. Если после рейса рыбы мало или совсем нет, то в первую очередь проверяют работу мастера по добыче.
Помощник мастера по добыче — выполняет поручения мастера и иногда тоже обрабатывает рыбу.
Третий, второй и старший механики — отвечают за машинное отделение. Старший механик отдает указания и работает с документами. Второй механик работает с оборудованием, а третий помимо машинного отделения помогает в обработке рыбы.
Электромеханик — тоже работает в машинном отделении, в основном он отвечает за электронику, но иногда помогает обрабатывать рыбу.
Матросы — принимают продукты, снаряжение, обрабатывают рыбу, устанавливают трал, поднимают трал, убираются на фабрике и т. п. На судне обычно пять матросов. Это самая простая должность на корабле.
Почти все члены команды участвуют в обработке рыбы. Так происходит потому, что от количества рыбы напрямую зависит зарплата всего экипажа. Например, матрос на маленьком судне может зарабатывать 40 000 Р за рейс, а на большом — 500 000 Р. В интернете вы надйдете много сайтов по трудоустройству моряков