В конце января в Музее Москвы открылась выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы». Этот проект посвящен мозаикам, барельефам, витражам и сграффито, вписанным в городское пространство. Выбрали самые интересные экспонаты с этой выставки!
Фото
Вадим Гортинский
Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов», созданная Сергеем Коненковым к первой годовщине революции в 1918 году, — одна из самых значимых монументальных работ раннего советского искусства. В течение 30 лет барельеф находился на стене Сенатской башни Московского Кремля, но с началом ее реставрации был снят «за ветхостью». Сейчас мемориальная доска хранится в Русском музее. На выставке воссоздана часть стены вместе с панно и восходящим солнцем (по документальным фотографиям 1918 года).
С. Коненков. Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов», 1918.
Фото
Василий Буланов
Карта «Индустрия социализма» выполнена художниками мозаичной мастерской Академии художеств под руководством Владимира Фролова в технике флорентийской мозаики с добавлением цветных камней. Она состоит из 98 отдельных сегментов, а ее общий размер составляет 591 х 450 см.
Изначально карта создавалась для Всемирной выставки 1937 года в Париже, а затем и на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Сейчас карта находится в Геологическом музее Института Карпинского, и из-за своих размеров и особенностей не подлежит транспортировке. В экспозиции она воспроизведена с помощью цифровой печати и для целостного понимания всей работы дополнена настоящими камням, аналогичных тем, что были использованы при создании панно.
Карта «Индустрия социализма», копия в цифровой печати.
Фото
Вадим Гортинский
В экспозицию вошло два эскиза Андрея Васнецова, сделанных во время работы над мозаичным панно для кинотеатра «Октябрь», построенного в 1967 году в честь пятидесятилетия Октябрьской революции. Отсюда не только название самого кинотеатра, но и сюжет панно, украсившего периметр его фасада. Художники поставили задачу –– выразить в обобщенных монументальных образах движение революции, ее завоевания и свершения.
Андрей Васнецов. Эскизы панно для кинотеатра «Октябрь», 1967.
Фото
Василий Буланов
В экспозиции выставлены два эскиза к последней монументальной росписи Екатерины Зерновой — сграффито «Трудовые резервы», созданному в 1976 году для фасада ПТУ № 153 на Каширском шоссе, д. 64. Работа сохранилась и стала узнаваемым символом здания на Каширке.
Екатерина Зернова. Сграфитто «Трудовые резервы», 1976.
Фото
Василий Буланов
Впервые на выставке будет представлен полный корпус эскизов, макетов и подготовительных работ художников Леонида Полищука и Светланы Щербининой к уникальной по размеру и замыслу мозаике «Исцеление человека». Расположенная на четырех фасадах библиотеки РНИМУ им. Н. И. Пирогова, мозаика — одна из самых больших в Москве и занимает площадь более 2000 кв. м.
Леонид Полищук и Светлана Щербинина. Эскизы мозаик «Исцеление человека».
Фото
Василий Буланов
Когда: 31 января — 13 апреля 2025 года
Где: Москва, Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2, к. 1
Леонид Полищук и Светлана Щербинина. Эскизы мозаик «Исцеление человека».
Фото
Василий Буланов
Елена Игумнова