Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Квадроцикл своими руками: самоделка из мотоцикла
28 сентября, 2024
Как остановить синхронизацию Google Chrome
28 сентября, 2024

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Золотая осень — лучшее время для путешествия в Санкт-Петербург и его окрестности. Рассказываем о главной достопримечательности Петергофа — Большом дворце и его Церковном корпусе

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Вид Церковного корпуса со стороны одного из входов в Верхний парк.

Фото

Игорь Сычев

Большой дворец в Петергофе, во время войны обращенный в руины, восстанавливали несколько поколений реставраторов. В 2011 году 60-летняя эпопея была завершена — именно тогда для посетителей открылась последняя часть дворца, закрытая все эти годы, Церковный корпус.

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Большой дворец Петергофа после Великой Отечественной войны.

Построен он был по повелению «веселой царицы» Елизаветы Петровны: пламенная страсть к балам и нарядам парадоксально сочеталась в ней с искренней набожностью. При перестройке старого Петровского дворца она приказала добавить к строению два новых корпуса — Гербовый и Церковный. С основным зданием их соединяли крытые галереи. Придворная церковь находилась на втором этаже нового крыла — такое расположение обеспечивало удобный доступ в храм из парадных залов.

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Иконостас церкви, как и ее интерьеры, выполнен по проекту Франческо Бартоломео Растрелли.

Фото

Игорь Сычев

Проект перестройки и надзор за строительством был поручен любимцу императрицы, будущему автору Зимнего дворца Франческо Бартоломео Растрелли. Украшением церкви под руководством итальянца Валериани занимались лучшие русские художники, в том числе знаменитый Иван Вишняков.

Освящение храма назначили на 29 июня 1751 года, но из-за большого количества сложных живописных, резных и позолотных работ строители, как водится, выбились из графика. Открытие отложили до 10 сентября. Новый храм освятили в честь апостолов Петра и Павла — небесных покровителей императора Петра I. Елизавета не упустила случая лишний раз заявить о себе как о продолжательнице славных дел августейшего родителя.

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Дубовая лестница ведет в церковный зал, расположенный на втором этаже Церковного корпуса. Церковь и трапезную разделяет трехпролетная арка.

Фото

Игорь Сычев

Интерьер церкви сохранялся в первозданном виде до начала XX века. Пышность ее убранства поражала современников. «Внутренняя отделка церкви весьма изящна и богата», — отмечали мемуаристы. По словам М. Измайлова, написавшего в 1909 году путеводитель к 200-летию Петергофа, в придворной церкви насчитывалась 1751 икона — «по числу года освящения храма».

В стенах церкви происходили самые знаменательные события в жизни императорской семьи. Здесь совершали праздничные литургии, служили панихиды по усопшим императорам, крестили и венчали, отмечали победы русских войск. Детей последнего императора Николая II крестили здесь же: в 1897-м — Татьяну, в 1899-м — Марию, в 1901-м — Анастасию, а в 1904-м — наследника престола Алексея. Это была самая торжественная церемония крещения за всю историю церкви. Младенца привезли во дворец в парадной золоченой карете, запряженной восьмеркой белых лошадей, для подготовки к таинству разработали особый церемониал.

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Фото

Игорь Сычев

Самая торжественная церемония состоялась в 1904 году, когда крестили цесаревича Алексея

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Фото

Игорь Сычев

После революции 1917 года мемориальная церковная утварь с гербами Петергофа и ценные иконы были утрачены, а во время Великой Отечественной войны Церковный корпус оказался почти полностью разрушен. В 1950-е был восстановлен лишь фасад, однако в «урезанном» виде — вместо пяти глав построили всего одну, взяв за основу один из предварительных вариантов проекта Растрелли.

Историческое пятиглавие было возвращено церкви лишь в 2003 году. Сразу же после этого начались работы по воссозданию интерьеров. В распоряжении реставраторов были крайне скудные материалы: цветная акварель художника Э. П. Гау середины ХIХ века, несколько довоенных черно-белых фотографий и немногочисленные фрагменты утраченной отделки. Церковь была открыта 12 июля 2011 в день св. апостолов Петра и Павла спустя ровно 260 лет после ее освящения.

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Живопись плафонов, выполненную Иваном Вишняковым и другими русскими художниками под руководством Джузеппе Валериани, воссоздавали по акварелям и фотографиям.

Фото

Игорь Сычев

По преданию, в церкви насчитывалась 1751 икона — «по числу года освящения храма»

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Резной декор церкви и дворца выполнялся одной командой мастеров. Перед реставраторами стояла непростая задача восстановления мельчайших деталей.

Фото

Игорь Сычев

Галина Сычева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

BeTheme WordPress Theme