Сколько ни копи деньги, а для ремонта и строительства их всегда недостаточно. В процессе часто возникает вопрос о недорогих, но качественных, надежных и долговечных материалах. Очень редко можно найти вариант, который всем этим критериям удовлетворяет. Но один из таких — плоский шифер. Этот материал еще называют плита асбоцементная, ацеит (правильно «АЦЭИД»), хризотилцементный лист или плита.
Листовой шифер делают из смеси цемента (80-85%) и асбестовых волокон (15-20%). В смесь добавляют немного воды, прокатывают через вальцы, формируя пласт нужной толщины. Далее излишки обрезаются по размерам. То есть, шифер — это армированный асбестом бетон. Также его можно назвать и асбестоцементным материалом. По старому ГОСТу плоский шифер назывался «плита асбестоцементная». Из него во многих домах старой постройки сделаны перегородки санузлов. Так что материал проверенный годами.
Многие опасаются вредности шифера, так как в качестве армирующего элемента применяются асбестовые волокна. Но асбест — это общее название группы веществ. В этой группе есть как вредные (амфиболовые асбесты), так и нейтральные вещества — хризотил. При производстве шифера используют именно хризотил. Это требование прописано в стандарте и нарушать его нет необходимости, так как стоит он не дороже и характеристики имеет хорошие.
Если говорить конкретно о гладком или плоском шифере, то он есть двух типов: прессованный и непрессованный. Все дело в том, что сформированные из влажной смеси листы «доходят» до нужной степени влажности двумя способами. Первый — просто набирают прочность в естественных условиях, как обычный бетон. Их выдерживают в камерах с определенным уровнем влажности для набора крепости, а затем высушивают. Второй способ — сформированный лист прессуется, а затем выдерживается для набора прочности.
Чем в результате отличается прессованный плоский шифер от непрессованного? При равной толщине листа прессованный имеет:
В общем, если материал должен будет выдерживать нагрузки, можно либо брать непрессованный, но большей толщины, либо прессованный. Обращайте также внимание на морозостойкость. Чем она выше, тем дольше прослужит плоский шифер.
Шифер был придуман более 100 лет назад. Технология его производства проста, материал получается недорогой, а свойства имеет очень даже неплохие:
К недостаткам стоит отнести невзрачность «базового» варианта. Серый материал сегодня мало кому нравится. Есть, конечно, крашенные в массе или краской. Но по цене они более дорогие. Хотя, всегда остается вариант — покрасить самостоятельно. Еще один минус плоского шифера — плохая переносимость точечных нагрузок. Если по листу стукнуть, он расколется. Еще момент — он плохо держит длительные изгибающие нагрузки. Поэтому, когда делают заборы из шифера, крепят листы не жестко, а через прокладки, чтобы была возможность компенсировать возникающие напряжения.
Требования и характеристики плоского шифера определены новым ГОСТом 18124-2012. Первое — листы плоского шифера должны иметь прямоугольную форму. Допустимое отклонение — не более 5 мм на одной грани. Отклонение от плоскости — 4 мм для прессованных, 8 мм для непрессованных. Второе — кромки должны быть прямыми. Может быть небольшой скос — не более 5 мм.
Тот же нормативный документ определяет размеры плоского шифера:
Вес листа плоского шифера зависит от его плотности, способа производства (прессованный или непрессованный) и размеров. В стандарте даны справочные данные по весу листа каждого из описанных форматов. Как видно из таблицы, прессованный, при тех же габаритах, весит на 5-10% больше.
Плоский шифер применяться может очень широко. По сравнению с другими листовыми материалами он имеет невысокую стоимость, а характеристики неплохие. Гладкий листовой шифер применяют:
В общем, плоский шифер — один из самых бюджетных листовых материалов, который можно применять в условиях высокой влажности или на улице. Он может иметь вполне презентабельный вид, так как есть не только серый, но и крашеный. Причем есть крашенный в массе, есть — после изготовления. Крашенный в массе и на спиле/сколе имеет тот же цвет. Краситель добавляют в смесь до начала формовки листов. Цвет более стабилен, но он не яркий, так как основа материала — портландцемент.
Окрашенный готовый листовой шифер отличается более яркими цветами. Бывает и с глянцевой поверхностью. Но на местах распилов/срезов/сколов виден исходный серый цвет. Для улучшения эстетики срезы желательно подкрасить.
Шифер можно красить самостоятельно. Есть специальная краска для шифера, но вполне подойдет и краска для бетона (ведь шифер, по сути — тот же бетон). Можно использовать эмали или акриловые краски, но надо смотреть, чтобы ими можно было красить бетон/цемент.
Чаще всего крепят плоский шифер к обрешетке при помощи гвоздей или саморезов, винтов. Гвозди есть специальные — шиферные. Они имеют довольно большие округлые шляпки. Стержень гвоздя может быть обычным или ершеным. Последние применяют, если в регионе высокие ветровые нагрузки. Можно также использовать кровельные саморезы. Они могут быть окрашены или можно шляпки покрасить самостоятельно. Очень важно не затягивать крепеж до упора, а оставлять некую свободу перемещения. Это уменьшит возможность появления трещин.
Перед установкой крепежа в листе сверлят отверстия, диаметр которых не менее диаметра стержня крепежа. Минимальное расстояние от кромки листа — 60 мм, шаг установки зависит от места эксплуатации и планируемых нагрузок. Сверлить лучше победитовым сверлом на средних или высоких оборотах.
Режется плоский шифер дисковой пилой, УШМ (болгаркой) с алмазным диском или диском по бетону. При использовании электроинструмента процесс идет быстро, но очень много пыли, так что работать надо только на улице и в респираторе. Для уменьшения пыли плоский шифер смачивают водой. Если есть возможность — за несколько часов на предполагаемое место реза уложите мокрую тряпку. Можно просто налить воды и резать мокрый материал, но так больше шансов испортить ту же болгарку или дисковую пилу.